Пабло Пикассо. Девочка на шаре.
Пабло Пикассо
Девочка на шаре(1905).
Холст, Масло. 147 × 95 см
Пушкинский музей, Москва
«Я не пишу с натуры, я пишу при помощи натуры…Я изображаю мир не таким, каким его вижу, а таким, каким его мыслю»,- так говорил Пабло Пикассо.
Пабло Пикассо выпало творить в 20 веке, веке художественных экспериментов, как и многие художник-современники он находился в постоянном поиске. Все его творчество условно делят на несколько периодов.
Первый – «голубой» период, названный так по практически синим картинам, холодным и грустным. В это время Пабло переехал из Испании в Париж, оказался без денег, друзей, дома.
Было серьезное увлечение кубизмом, художник прорывает оболочку видимого и пытается найти основу каждой вещи. Он разбирает предмет на части, как ребенок игрушку, надеясь отгадать ее секретик и потом заново собирает, ну тут ужу как получится, не взыщите.
Во время Первой мировой войны был период классицизма, его еще называют энгровским. Сюрреализм также не был обойден художником, словом даже вот такое сухое перечисление направлений живописи дает представление об активном творческом поиске Пабло Пикассо.
Я не упомянула «Розовый» период специально, оставила его напоследок, потому как Девочка на шаре относится как раз этому самому романтическому периоду в творчестве Пикассо. Хронологически он следовал за Голубым, когда жизнь в Париже наладилась. И сразу из картин художника исчез холод, они засветились нежными розовыми тонами.
Часто Розовый период называют еще и периодом Бродячих комедиантов. Пикассо по нескольку раз в неделю посещает цирк Медрано неподалеку от «Плавучей прачечной»- общежития, где он поселился и где встретил свою любовь, натурщицу Фернанду Оливье.
Видимо, гармония в душе художника нашла отражение и в его работе. Двое цирковых гимнастов репетируют номер. Хрупкая девочка в гимнастическом трико балансирует на шаре. Ее пластичная поза говорит нам, что это дается ей пока еще нелегко, хотя улыбка на ее губах и спокойное лицо придают уверенности и нам и ей.
И как противовес неустойчивости рядом на кубе сидит атлет, его поза как раз конкретно обстоятельная и непоколебимая. Кажется, что ничто не может сдвинуть с места этого силача.
В картине есть противопоставление (куб и шар, сила и грация), но эти две ипостаси все-таки объеденены. Они вместе, они гармоничны, они дополняют друг друга.
Главные персонажи изображены на фоне некой пустынной холмистой местности, среди холмов видна гуляющая женщина с маленькими детьми, собака и пасущаяся белая лошадь.
Хотя пейзаж совершенно не привлекателен, он не вызывает у нас беспокойства, негативного впечатления. Он также очень гармоничен в своей неприхотливости, выглядит так, как может выглядеть неопределенность и в то же время конкретность. Такая местность принадлежит вечности.
Комментарии
Отправить комментарий