Сергей Виноградов



Сергей Арсеньевич Виноградов (1869-1938), талантливый русский художник, мастер импрессионистского пейзажа и «интерьерных» работ.
Особенности творчества художника: картинам Виноградова присуще обилие воздуха и света и общее радостное настроение. Считается одним из представителей русской импрессионисткой живописи, но в последний период творчества вернулся к традициям реализма.
Судьба Сергея Виноградова сложилась удачнее, чем у многих других русских художников рубежа XIX и XX веков. Он прожил счастливую жизнь, получил признание, не голодал даже в первые послереволюционные годы, повидал мир и оставил после себя множество благодарных учеников. А после смерти был практически забыт. Советские историки искусства о Виноградове, который последние 15 лет провел в Латвии, вспоминали редко. Интерес к художнику возродился в перестроечные годы, когда его картины стали «всплывать» на русских торгах Christie’s и Sotheby’s и уходить с молотка за внушительные суммы.

В ДОМЕ (1912)

Поэзия усадебной жизни с прелестью ее неспешного уклада, милыми приятностями дня, неспешными разговорами за чаем с вареньем - эта эстетика привлекала многих художников Серебряного века. Одним из главных среди них был Сергей Арсеньевич Виноградов.
В целый цикл складываются созданные им работы, выполненные в имении Всеволода Саввича Мамонтова - Головинка, в котором художник гостил подолгу на протяжении 10 лет. Как отмечал сам художник, «Головинка – красивейшая усадьба, поэтическое дворянское гнездо... <…> Перед домом чудесный цветник, много роз, за которыми, помимо садовника, ухаживала красивейшая из женщин – хозяйка, сама похожая на розу. Сад кончался газонами и переходил в живописный парк, по обе стороны дорожки были большие ряды с цветами-маттиолами, совсем днем невидными, начинающими жить только с вечера до утра. В сумерки вдруг они посылают волнующий аромат и такой сильный, что приносится издалека он к дому, к балкону, на котором сидишь в обществе очаровательной женщины- розы».
Бывая у Мамонтовых в Головинке Виноградов любил писать интерьеры дома – так, в целом ряде произведений можно увидеть гостиную с характерными оливково-синими обоями в полоску, узнаваемыми шторами и мебелью. Картина «В доме» (1912) композиционно художником решена так, будто мы наблюдаем за сценой, войдя случайно в комнату. Девочка склонилась над круглым столиком, где яркими пятнами манят разноцветные фрукты в вазе. Ее фигурка в синем платьице, косички с бантиками - сам образ детства, так трогательно прочувствованный и нежно переданный Виноградовым, невольно вызывает улыбку умиления. Мастер, «Сергеюшка», как называли его в семье, был «ближе многих родственников» и девочек Катю и Соню, дочерей Мамонтова, знал с малых лет.
Воспоминания Софьи Мамонтовой, написанные уже много лет спустя, хранят теплые истории о пребывании художника в Головинке. Сам же Виноградов, попав после революции в имении, увидел лишь каменный остов: «железная крыша содрана, рамы, полы – все выдрано, почему-то остался нетронутый паркет в гостиной». Такова судьба многих имений, опустевших «дворянских гнезд», не выдержавших хлыста революций, и лишь некоторые полотна могут воскресить те счастливые мгновения жизни:

«В господском доме тишина
Все сохранилось, как и было
Тогда, в былые времена,
Когда по-барски барство жило».

БАБЫ (1894)

В картине «Бабы» также проявлены характерные черты, свойственные живописному стилю мастера. Жанровые композиции Виноградова отличает яркая импрессионистическая манера письма. Многочисленные натурные штудии, над которыми художник работал в разных уголках окрестных деревень Харькове, позволили ему с убедительностью передать в изображенной сцене нюансы естественного освещения.

В УСАДЬБЕ (1909)

На даче (1932)

Купола Успенского собора/Псково-Печерский монастырь

источникСергей Арсеньевич Виноградов






Комментарии