Любовь с первого взгляда: Гала и Дали

Галатея в момент творения - Дата создания: 1954
Гала и Дали познакомились в 1929 году в Кадакесе. Гале было 35, Дали – 25. Дали только приехал из Парижа, где вместе с Бунюэлем закончил монтаж фильма "Андалузский пес" и пригласил к себе домой две богемные пары – художника Рене Магритта с женой и поэта Поля Элюара с супругой. Ею была Гала – девушка русского происхождения, которая в 17 лет переехала из Москвы в Швейцарию. Гала и Дали заинтересовали друг друга с первого взгляда. Свои впечатления Дали описывает в "Тайной жизни" очень смешно.

"Ее удивила стройность моих рассуждений, и тут же, под плантаном, она призналась, что приняла меня за противного и невыносимого типа из-за моих лакированных волос, которые придавали мне вид профессионального танцора аргентинского танго".

O ней написал Сальвадор Дали. "Сегодня воскресенье, и я наконец раскрыл тайну цвета глаз Галы, они у нее подводно-ореховые. Этот цвет, так же как и цвет морских олив, весь день не давал мне покоя".

Роман Сальвадора Дали и Галы начался почти мгновенно. Гала ушла не только от Поля Элюара –она оставила и 11-летнюю на тот момент дочь Сесиль, с которой в первые годы брака почти не общалась ("Дети меня не очень-то интересовали" – знаменитая фраза Дали). Первое время Дали и Гала жили очень бедно в маленьком рыбацком доме в Порт-Лигате – Дали поссорился с отцом и тот лишил его материальной помощи. Потом уехали в Париж – Дали писал картины, а Гала букально оббивала пороги галерей и колекционеров, рекламируя мужа. Гала никогда не была простой музой: в 1930-е в Париже она усвоила профессию продюсера и агента, представляя права мужа и сделав его коммерчески успешным художником. Например, благодаря ей в Париже возникло меценатское общество "Зодиак", которое платило Дали гонорар и поддерживало его.

"Галарина", 1945

"Обнаженная Гала смотрит в невидимое зеркало", 1960

Почти на всю жизнь Гала станет единственной женщиной-моделью Дали, кроме его старшей сестры. Десятки картин Дали посвящены Гале – "Мадонна из Порт-Лигата", "Галарина" "Атомная Леда". На всех она изображена с гордой осанкой, строгим взглядом и легкой полуулыбкой. Часто дали пишет Галу в центре религиозных мотивов, что искусствоведы трактуют как фанатичное отношение художника к жене как  к Деве Марии.  При этом очевидно, что Гала была не просто музой или агентом художника, но и сама имела неординарный художественный талант. В 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке Дали представил большую инсталляцию "Сон Венеры". Это был сложный, эффектный проект: вход в зале был выполнен в виде стройных женских ног, а внутри картины Дали соседстовали с моделями, которые изображали сюжеты  полотен. Есть много сохранившихся документов, в которых зафиксировано, что Гала была соавтором работы.

"Галатея со сферами", 1952

Дали и Гала были вместе больше 50 лет. «У нас с Гала словно медовый месяц, - пишет Дали. – У нас такие идиллические отношения, каких не было никогда прежде. Чувствую, как ко мне приближается мужество, которого мне все еще не хватало, чтобы окончательно превратить свою жизнь в шедевр героизма. Чтобы добиться этого, мне придется ежеминутно совершать деяния, достойные героя».

К слову, звали Галу на самом деле Елена Дьяконова



islanders. is

Комментарии